Сравнение процессоров AMD K6 и AMD K6-2 в играх, часть четвертая.

Описания, советы, ремонт, эксплуатация старых IBM PC-совместимых ПК
Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Сравнение процессоров AMD K6 и AMD K6-2 в играх, часть четвертая.

Сообщение Takedasun » 22.07.2022,11:31

Планирую в будущем сделать сравнительное тестирование процессоров AMD K6 и AMD K6-2 на одной частоте. Интересно узнать, есть ли еще, помимо 3DNOW, отличия между этими двумя процессорами?
Последний раз редактировалось Takedasun 05.08.2022,13:11, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
zOrg
Почётный пользователь
Сообщения: 13864
Зарегистрирован: 09.01.2009,22:22
Откуда: Ленинградская область, пгт. Сиверский

Вклад в сообщество

Есть ли отличия в архитектуре (кроме 3DNOW) между процессорами AMD K6 и AMD K6-2?

Сообщение zOrg » 22.07.2022,11:57

Takedasun писал(а): 22.07.2022,11:31 Планирую в будущем сделать сравнительное тестирование процессоров AMD K6 и AMD K6-2 на одной частоте.
На играх или синтетика для процов?
Flynn Lives / Кай жив / Tarus жив

GrumpyCat
Advanced Member
Сообщения: 1093
Зарегистрирован: 22.07.2014,12:13
Откуда: Москва

Есть ли отличия в архитектуре (кроме 3DNOW) между процессорами AMD K6 и AMD K6-2?

Сообщение GrumpyCat » 22.07.2022,12:45

Есть, был добавлен второй execution unit для MMX, так что если он используется, должна быть значительная разница.
И это видно, например, вот здесь, сравните throughput MMX команд (последняя колонка):
http://users.atw.hu/instlatx64/Authenti ... LatX86.txt
http://users.atw.hu/instlatx64/Authenti ... LatX86.txt

Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Есть ли отличия в архитектуре (кроме 3DNOW) между процессорами AMD K6 и AMD K6-2?

Сообщение Takedasun » 22.07.2022,13:57

zOrg писал(а): 22.07.2022,11:57 Планирую в будущем сделать сравнительное тестирование процессоров AMD K6 и AMD K6-2 на одной частоте.

На играх или синтетика для процов?
Только в играх.
GrumpyCat писал(а): 22.07.2022,12:45 Есть, был добавлен второй execution unit для MMX, так что если он используется, должна быть значительная разница.
Не знал.

Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Есть ли отличия в архитектуре (кроме 3DNOW) между процессорами AMD K6 и AMD K6-2?

Сообщение Takedasun » 31.07.2022,21:26

Также у процессора K6-2 есть возможность кэшировать некоторые области памяти - Write Combining.

Графические адаптеры отображают свою память в высоких адресных пространствах, с помощью Write Combining можно ускорить работу видеокарты путем кэширования этих адресов, плюс есть еще дополнительный параметр настройки Write Ordering (Write Combining Methods).
Можно задать два диапазона адресов MTTR (Memory Type Range Registers). Адреса для каждой видеокарты придется задавать вручную.

Аватара пользователя
Rio444
Почётный пользователь
Сообщения: 26861
Зарегистрирован: 14.09.2014,19:11
Откуда: Ростов-на-Дону

Вклад в сообщество

Есть ли отличия в архитектуре (кроме 3DNOW) между процессорами AMD K6 и AMD K6-2?

Сообщение Rio444 » 31.07.2022,22:06

Takedasun писал(а): 31.07.2022,21:26 Также у процессора K6-2 есть возможность кэшировать некоторые области памяти - Write Combining.
Только у второй ревизии, на ядре "Chomper Extended" (CXT).
И это не кэширование некоторых областей, а кэширование записи в память. Даже если страница не открыта для чтения (как в случае с Write Back Cache - WB).
Причем эта возможность Write Combining должна активироваться или биосом, или специальной утилитой.
Электронка: Изображение копия Изображение

Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Есть ли отличия в архитектуре (кроме 3DNOW) между процессорами AMD K6 и AMD K6-2?

Сообщение Takedasun » 31.07.2022,22:14

Rio444 писал(а): 31.07.2022,22:06 И это не кэширование некоторых областей, а кэширование записи в память.
Да, так точнее.
Rio444 писал(а): 31.07.2022,22:06 Только у второй ревизии, на ядре "Chomper Extended" (CXT).
Это точно? Cам проверить не могу, нет процессора первой ревизии.

Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Есть ли отличия в архитектуре (кроме 3DNOW) между процессорами AMD K6 и AMD K6-2?

Сообщение Takedasun » 31.07.2022,22:29

Write-Combining (WC) Memory—Memory read cycles are
sourced directly from the specified memory address, and the
processor does not allocate a cache line. The processor
conditionally combines data from multiple noncacheable
write cycles that are addressed within this range into a
merge buffer. Merging multiple write cycles into a single
write cycle reduces processor bus utilization and processor
stalls, thereby increasing the overall system performance.
This memory type is applicable for linear video frame
buffers.

Машинный перевод.

Комбинированная запись (WC) Память - циклы чтения из памяти поступают непосредственно из указанного адреса памяти.
поступают непосредственно из указанного адреса памяти, и
процессор не выделяет линию кэша. Процессор
условно объединяет данные из нескольких некэшируемых
циклов записи, адресованных в этом диапазоне, в
буфер слияния. Объединение нескольких циклов записи в один
уменьшает загрузку шины процессора и
тем самым повышая общую производительность системы.
Этот тип памяти применим для линейных видеокадров
буферов.

Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Сравнение процессоров AMD K6 и AMD K6-2 в играх, часть четвертая.

Сообщение Takedasun » 05.08.2022,13:09

В данном тестировании сравним производительность процессоров AMD K6 и K6-2.
Попробуем оценить новшества процессора K6-2 - инструкции 3DNOW, поддержку шины 100 Mhz, Write-Combining.

Оценивать влияние на производительность инструкций 3DNOW будем в тех играх, где такая поддержка была заявлена. Игры будем брать из списка который был представлен самой AMD https://web.archive.org/web/20000831182 ... optimized/

Помимо игр попробуем еще протестировать драйвера видеокарт на предмет оптимизаций 3DNOW. Для этого в тестировании примут участие видеокарты от ведущих производителей графических чипов того времени. С появлением на рынке нового процессора AMD производители видеочипов выпустили драйвера с поддержкой инструкций 3DNOW.

Примут участие:

Nvidia Riva TNT (90/110 Mhz, 128-bit, 16MB)
Первые версии драйверов не имели оптимизаций 3DNOW, позже nvidia выпустила драйвера с поддержкой новых инструкций.
ver. 0.48 - not supported (automip=0)
ver. 2.31 - 3DNOW!

S3 Savage 3D (100/100 Mhz, 64-bit, 8MB)
Компания S3 также провела оптимизацию своих драйверов для видеокарт Savage 3D.
ver. 6.13.13 - not supported
ver. 6.13.23 - 3DNOW!

S3 Savage 4 PRO (125/125 Mhz, 64-bit, 32MB)
Драйвера для Savage 4 уже изначально имели поддержку 3DNOW
ver. 8.10.33 - 3DNOW!

Matrox G200 SD (84/112 Mhz, 64-bit, 8MB)
Matrox тоже решила не отставать от моды и выпустила драйвера с поддержкой 3DNOW.
(На момент тестирования в наличии была только SD-версия, обычная мне так и не встретилась. Стабильно работала только при AGP 1x)
ver. 4.11 - not supported
ver. 6.23 - 3DNOW!

Matrox G400 (125/166 Mhz, 128-bit, 16MB)
Драйвера для G400 уже изначально имели поддержку 3DNOW
ver. 6.23 - 3DNOW!

ATi Rage PRO (75/100 Mhz, 64-bit, 8MB)
ATi также не долго думая выпустила драйвера с поддержкой 3DNOW.
ver. 4.10.2440 - not supported
ver. 4.12.2647 - 3DNOW!

ATi Rage 128 GL (90/90 Mhz, 128-bit, 16MB)
При тестировании этой видеокарты обнаружился один досадный глюк, у драйверов (любые версии) выпущенных с поддержкой 3DNOW, на процессоре K6 не работает часть связанная с Direct3D, игры просто вылетают на рабочий стол. Похоже программисты ATi позабыли, что существуют процессоры K6 без инструкций 3DNOW.
ver. 4.11.6076 - not supported
ver. 4.11.6220 - 3DNOW!

Компания 3Dfx всегда старалась выжать максимум производительности из своих видеокарт на любых платформах, новый процессор AMD K6-2 не стал исключением и в драйверах появились оптимизации под новые инструкции 3DNOW.
3Dfx Voodoo2 (90/90 Mhz, 192-bit, 12MB)
ver. 2.10 - not supported
ver. 3.03.00 - 3DNOW!


Write-Combining (WC).

Можно задать два участка памяти для кэширования записи (MTRR0 и MTRR1)
В первом прописал диапазон памяти закрепленный за AGP Aperture Memory Size (64MB).
Во втором участке указал память видеоадаптера отображаемую в верхних адресах ОЗУ.

Настройка Write Ordering установлена в положении - No Write Ordering (настройка имеет смысл только когда указаны значения MTRR0 и MTRR1)



Сравнивать процессоры будем на одной частоте (66x4.5=300Mhz), все игры тестировались при разрешении 640x480x16, без звуковой карты. Видеокарты AGP работали на скорости AGP 2x, за исключение G200 SD, на видеокартах была активирована SBA (где такая поддержка имелась).
Материнская плата (MVP3) была настроена на максимальное возможное быстродействие, описание настроек можно посмотреть в теме оптимизаций MVP3.

Incoming (DirectX 5) 1998.

Игра из списка AMD.

Изображение

Теперь попробуем разобраться какой прирост скорости дают оптимизации 3DNOW.

Изображение

Сначала посмотрим какой процент прироста скорости получила игра от оптимизаций 3DNOW, без учета влияния драйверов. Смотрим на результаты не оптимизированных драйверов.

Максимальный результат 24% у видеокарты RIVA TNT с драйвером ver. 0.48.
Минимальный результат 7% у видеокарты ATi Rage PRO c драйвером ver. 4.10.2440, но в данном случае это вероятнее всего обусловлено низкой производительностью чипа Rage PRO

Итог, игра получила примерно 24% прироста производительности от использования инструкций 3DNOW.


Изображение

Теперь попробуем понять какой толк от инструкций 3DNOW в драйверах. Смотрим на результаты оптимизированных драйверов.

3Dfx Voodoo2
Судя по разнице результатов между процессорами, драйвер получил 11% прироста от использования 3DNOW.

ATi Rage 128 GL
Из-за неработоспособности оптимизированного драйвера на процессоре K6, можно лишь косвенно судить об улучшениях в драйвере, поэтому примем условно за результат - 9%.

ATi Rage PRO
Драйвер получил 8% прироста от использования 3DNOW.

Matrox G200 SD
Судя по результатам - оптимизации нет

S3 Savage 3D
Весьма скромно - 2%

Nvidia Riva TNT
Судя по результатам, все оптимизации остались в пресс релизе.

Итог, лучший результат продемонстрировали программисты 3Dfx - 11%

Теперь оценим толк от Write-Combining (WC).
Изображение

Лучший результат у S3 Savage 4 - 11%, у TNT2 - 8%, остальные показали скромный прирост - 2%.


Ну и последнее сравнение - FSB 100 Mhz

Изображение

Здесь лучше всего себя показал G400 - 17%, худший результат у Voodoo2.

Была еще задумка протестировать обычный K6 на шине 100 Mhz, но в некоторых играх система работала не устойчиво и зависала, в других играх наблюдалась железная стабильность, повышение напряжения не помогло. Очень странное поведение процессора.
Вложения
Incoming_3DNOW.zip
(157.08 КБ) 59 скачиваний

Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Сравнение процессоров AMD K6 и AMD K6-2 в играх, часть четвертая.

Сообщение Takedasun » 08.08.2022,23:11

X: Tension.

Игра из списка AMD оптимизированных игр.

Изображение

Первое что бросается в глаза, это существенное снижение производительности более новых драйверов у Riva TNT и Rage PRO, в меньшей степени у Voodoo2 и G200.

Изображение

Оцениваем процент прироста который получила игра от оптимизаций 3DNOW, без учета влияния драйверов.
Смотрим на результаты не оптимизированных драйверов.

Максимальный результат 36% у видеокарты RIVA TNT с драйвером ver. 0.48.
Минимальный результат 21% у видеокарты ATi Rage PRO c драйвером ver. 4.10.2440.

Итог, игра получает примерно 36% прироста производительности от использования инструкций 3DNOW.

Изображение

Оцениваем процент прироста в оптимизированных драйверах под инструкции 3DNOW.
Смотрим на результаты оптимизированных драйверов.

3Dfx Voodoo2
Негусто, драйвер получил 2% прироста от использования 3DNOW.

ATi Rage 128 GL
Тут только косвенно можно судить, поэтому условно - 4%.

ATi Rage PRO
Прироста нет, даже наоборот, K6-2 показал снижение производительности.

Matrox G200 SD
Больше похоже на погрешность измерения - 1%

S3 Savage 3D
Прирост - 2%

Nvidia Riva TNT
Всё по прежнему, оптимизаций не видно, даже можно наблюдать "отрицательный рост".

Изображение

Write-Combining (WC)

Лучший результат у Ati Rage 128 - 7%, остальные показали - 4%, за исключением Voodoo2 у которой меньше процента.

Изображение
FSB 100 Mhz

Картина повторилась, лучше всего себя показал G400 - 17%, худший результат у Voodoo2.
Вложения
X-Tension_3DNOW.zip
(156.81 КБ) 57 скачиваний

Аватара пользователя
Takedasun
Advanced Member
Сообщения: 3640
Зарегистрирован: 16.10.2013,18:07
Откуда: Керчь

Вклад в сообщество

Сравнение процессоров AMD K6 и AMD K6-2 в играх, часть четвертая.

Сообщение Takedasun » 10.08.2022,21:36

Forsaken.

Игра отсутствует в списке AMD, но в сети пишут, что игра имеет оптимизации 3DNOW.

Изображение

И снова существенное снижение производительности у более новых драйверов Riva TNT и Rage PRO.

Изображение

Оцениваем процент прироста который получила игра от оптимизаций 3DNOW, без учета влияния драйверов.
Смотрим на результаты не оптимизированных драйверов.

Максимальный результат 13% у видеокарт RIVA TNT и Savage3D.
Минимальный результат 6% у видеокарты Matrox G200.

Итог, игра получает примерно 13% прироста производительности от использования инструкций 3DNOW.

Изображение

Оцениваем процент прироста в оптимизированных драйверах под инструкции 3DNOW.
Смотрим на результаты оптимизированных драйверов.

3Dfx Voodoo2
Драйвер получил 4% прироста от использования 3DNOW.

ATi Rage 128 GL
Тут только косвенно можно судить, поэтому условно - 23%.

ATi Rage PRO
Прироста нет, даже наоборот, K6-2 показал снижение производительности.

Matrox G200 SD
Прирост - 6%

S3 Savage 3D
Прироста нет, даже наоборот, K6-2 показал снижение производительности.

Nvidia Riva TNT
Всё по прежнему, оптимизаций не видно.

Изображение

Write-Combining (WC)

Лучший результат у S3 Savage 4 - 10%.

Изображение
FSB 100 Mhz

Картина снова повторилась, лучше всего себя показал G400 - 24%, худший результат у Voodoo2.
Вложения
Forsaken_3DNOW.zip
(157.1 КБ) 51 скачивание

Ответить