Rio444 писал(а): ↑06.08.2022,20:47
P.S. Предлагаю составить наш собственный топ.
Никто не будет возражать, если на первом месте так и останется "3dfx Voodoo Graphics 3D Accelerator (1996)"?
Tandy 1000 (1984) — возможно, единственный мультимедийный/геймерский клон PC в 80-х. AdLib/MT-32 получают распространение всё-таки ближе к 89-90 году (если судить по поддержке в играх не от Sierra). Около 800 игр поддерживают графику Tandy, около 400 — музыку. Да, только в США, но на тот момент это более половины рынка PC в принципе.
Compaq Deskpro 386 (1986). Если верить байкам (читал в какой-то книге, но не смогу сейчас найти), после выхода 5170 IBM обзванивала клиентов и говорила «мы еще долго не будем выпускать новые модели, так что спокойно покупайте AT». В итоге Compaq первой выпускает компьютер с 386-м и доказывает, что клоны могут быть не только дешевле IBM, но и лучше. Intel впервые пытается делать собственные материнки (на базе ZyMOS) и всякие Intel InBoard, чтобы хоть как-то переводить остальной рынок на свои новые процессоры. IBM офигевает от происходящего, резко делает PS/2 (и все равно выпускает компьютер с 386-м на семь месяцев позже Compaq), пытается вернуть себе контроль над рынком. В общем, была бы воля IBM — PC бы развивался длинными поколениями (как и большинство компьютеров на тот момент), но не сложилось
AdLib (1987) в списке уже есть, минимальный дефолтный стандарт музыки в PC играх года так до 96-го.
MT-32/LAPC-I (1987) — high-end стандарт музыки года до 93-94 минимум. По Mobygames игр с MT-32 — 914 штук, с GM — 370 (вероятно, часть игр указана с Sound Canvas, но вряд ли разрыв сильно сократится из-за этого). Понятно, что на момент выхода первых игр MT-32 стоил почку, но в 90-х стал дешевле в 2-3 раза.
Creative Sound Blaster (1990) — думаю, основное ноу-хау заключалось не в стандарте звука, а в сочетании цены и «комбайновости» — в карту встроен сразу и AdLib, и CMS, и порт для джойстика, и вход для микрофона, и MIDI-контроллер, а потом еще и интерфейс для CD-ROM и линейный вход. В одном из интервью Рич Хаймлих (один из главных авторитетов в области компьютерного звука того времени) вспоминает, что киллер-приложением SB долгое время оставался Parrot (встроенная программа, записывающая голос через микрофон и воспроизводящая полученные реплики через колонки). Другие программы с поддержкой SB появятся не сразу, в играх будут слушать режим AdLib. Зато «комбайновость» будут повторять все производители звуковушек еще долгие годы.
VLB и PCI (1992) — открыли дорогу для быстрой графики на PC. Имхо, это поважнее 486-го.
GUS (1994) — да, сильно страдал от отсутствия железной SB-совместимости, но наряду с Turtle Beach Maui/Tropez — одна из первых доступных карт с поддержкой GM (поначалу даже конкурировал по цене с обычным SB16). В свою очередь побудил Creative снизить цены на AWE и запариться более качественными банками от Emu на 4 и 8 мегов (штатный банк AWE32 даже по меркам 94-го считался не очень на фоне конкурентов). Пресловутый Хаймлих в 94-м пишет в колонке для журнала: «Господи, почему вы всё еще пишете обзоры на звуковые карты с точки "бизнес-приложений"? Что такое "мультимедиа"? 75% продаж звуковых карт генерируют игры. Почему все так стесняются геймеров?»
S3 Trio (1994) — бац, и за 200 баксов можно купить очень приличную видеокарту для DOS и Windows. Можно заметить, как это повлияло на цены Matrox и ко.
Intel Triton 430FX (1995) — первый удачный чипсет Intel и первый чипсет под Pentium, о котором стали говорить геймеры, в Usenet того времени бренд Triton тоже был знаковым. Быстрый (особенно с синхронным кешем), сравнительно доступный (выкинули «серверные» фичи вроде SMP и кеширования 512 мегабайт памяти) и очень популярный (использовался в почти 200 разных моделях материнок). К этому моменту Intel уже стал лидером рынка, выкинув OPTi и UMC и переведя SIS и ALi в нишевые бюджетные сегменты.
AMD 5x86 (1995) — вытеснил P75/P90 и повлиял на цены старших P120/P133. Довольно быстрый, дешевый и намного более совместимый чем Cyrix 5x86 или Overdrive. Опять-таки, игры до Quake часто любили тупо высокую частоту — так что в том же Doom 5х86@160 в хорошей системе не уступал даже P100-120, похожая ситуация в Duke Nukem 3D и Descent. Оверклок до 160 был настолько распространен, что мне даже попадались прайслисты, в которых предлагались сразу разогнанные компьютеры.
3DFX (1996) — мало того, что первый успешный 3D-ускоритель для игр, так еще и во многом благодаря гонке за 3D появляется понятие геймерского ПК. В 1996 году начинает выходить журнал Boot (будущий Maximum PC) — первый журнал целиком о железе именно для геймеров. До этого о дорогом железе писали в основном с точки зрения профессионального применения (PC Mag и тд), и изредка в игровых журналах (дай бог по одной статье на выпуск). А тут сразу на обложке Dream PC за семь с лишним тысяч долларов
В интернетах стартуют всякие Tom's Hardware, Anandtech и прочие.
AGP (1997) — в каком-то смысле VLB 2.0, у PC снова появляется специальный быстрый слот для графики.
AMD K6-2 (1998) и последовавший Super Socket 7 — народная альтернатива Pentium 2. Шина в 100 мегагерц, AGP — на куда более дешевых машинах.
Celeron Mendocino (1998) — ответ Intel на суперсокет, легенда оверклокинга, вот это всё
Дальше по идее должны пойти GeForce 256 (1999) и всякие AMD K7 (1999) с гонкой за гигагерц.