Ремонт арифмометров - общие вопросы

Карманные вычислительные устройства и механические вычислители
Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,21:40

KALDYH писал(а):Главный показатель масла для использования в ненагруженных узлах при обычной температуре - вязкость.
Если речь идёт о коллекционной технике, которая почти не используется, но и не смазывается годами и десятилетиями, то очень важным показателем становится ещё и изменение смазки со временем -- полимеризация и высыхание.
Вот тот же Marchant я отмачивал всего несколько лет назад -- и у меня нехорошее ощущение, что он опять высыхать начал. Было бы очень интересно понять, как этого избегать.
spbra писал(а):в чём увидели опечатку?
В первом и втором пункте упоминался керосин. Я подумал, что там должны были быть разные растворители.
Кстати, почему именно керосин? Бензин или соляра в полтора раза дешевле, они чем-то хуже?
spbra писал(а):наносятся тех отделами номера, комментарии, ПЛОМБЫ
Ничего подобного на механизмах не встречал.
spbra писал(а):извините но только пару слов в указанной теме по существу
Я имел в виду конкретное сообщение, которое по ссылке. В котором жалуются, что масло закоксовывается.
spbra писал(а):Существуют масла с очень интересными характеристиками и стоимостью несколько десятков килорублей за грамм
Да, я читал на часовых форумах. Думаю, я не буду смазывать арифмометры ими, :- ).

spbra
Full Member
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 06.12.2016,21:34

Сообщение spbra » 30.12.2018,21:59

arif-ru писал(а):
Нет опечатки нет. Разные действия в одном случае размягчитель/растворитель, в другом смывка.
А встречали красную краску на винтах - это и есть пломбы.
По коксованию надо искать подходит ли масло для консервации.
Часовые форумы))) а я про нефтегазовую транспортную сеть писал ))))

Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,22:13

arif-ru писал(а):А встречали красную краску на винтах - это и есть пломбы.
А, это. Нет, на западных машинах они крайне редко встречаются, уж не знаю, почему.
spbra писал(а):По коксованию надо искать подходит ли масло для консервации.
О, важное ключевое слово, спасибо.
Хм, классическое консервационное масло -- солидол. Смазывать арифмометры раствором солидола в керосине?
А если серьёзно, то этот вопрос надо будет прогуглить.

Гость

Сообщение Гость » 30.12.2018,22:51

spbra писал(а):4. Возить в машине по мне это варварство - Вы разбиваете не только заклинившие детали но и рабочие, с таким же успехом можно поставить на вибростенд.
:) коллега, ну, в самом деле! Речь об аппаратах типа Быстрица-2 или ВК-1 -- т.е. о таком, что на Авито можно купить ежедневно, и что стоит слишком дёшево, чтобы на кропотливый ремонт оного тратить своё время.
arif-ru писал(а):Я воспользовался вашим советом, и все описанные тут арифмометры возил в багажнике Нивы около сотни километров. Не помогло.
... ну, как верно заметил Сергей Фролов, причины бывают разные

Быстрица-2 -- были закисшие толкатели цифровых клавиш. Не работал набор числа на каретке.
ВК-1 -- просто какой-то клин произошёл в счётчике. Возможно, слишком резко ручку крутанул. В общем, ручка встала -- ни вперёд, ни назад.
В обоих случаях закупочная цена была 600-700 р. -- то есть, упарываться с пипеткой как-то бессмысленно.

Скажу вещь очевидную, но всё же...
Механика арифмометра с электроприводом, в отличие от ручного, должна успевать (в буквальном смысле) за скоростью вращения "главного вала".
Например (лишь один из сценариев), если смазка подсохла, то какой-то рычаг мог не успеть вернуться в исходное положение силой возвратной пружины, и при следующем цикле что-то могло в него уткнуться.
// У меня, например, другая Быстрица-2 по такой причине не могла правильно делить -- не успевала зафиксировать отрицательное переполнение счётчика и пролетала на следующий цикл вычитания.
arif-ru писал(а):в бак с бензином на несколько недель
Пластиковые, капроновые, каучуковые детали придётся все снять.
Если реально ржавый, то есть более радикальный способ -- замачивание в уксусной кислоте (кладём в п/э пакет и заливаем туда флюид - так меньше расход будет) -- с последующей отмывкой в керосине.
arif-ru писал(а):использовать какую-нибудь смазку, которая высыхает полностью, не оставляя твёрдого остатка
Есть варианты прямо обратные -- графитовая и молибденовая смазки. Обе, даже если полностью "высохли" (т.е. ушла жидкая фракция), всё равно продолжают смазывать металл.
Выбор делать с учётом того, какой металл должен смазываться. В механизме может быть силумин, не только сталь.

дам ещё один "вредный совет" :)

при разборе такой техники всегда возникает море самых разных винтиков, шайбочек и пр.
я сначала пытался пользоваться секционированными палетами, чтобы хоть как-то зафиксировать, какой куда потом обратно вкрутить
увы, палеты очень быстро исчерпываются
поэтому я придумал другой способ -- наклеиваю снятые мелкие детали на бумажный "скотч" (который для заклейки деревянных окон или который для авто-малярных работ)
держит очень хорошо, даже если на винтах есть загрязнения

Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,23:06

Так.
Умная книжка
Чувствительное к окислению костное масло образует смолы на поверхности раздела металл — масло — воздух и создает таким образом защитное кольцо, препятствующее растеканию масла с поверхности или точки контакта.
То есть, для неаккуратной околоконсервационной смазки костное масло совершенно не подходит.
xoiss писал(а):Пластиковые, капроновые, каучуковые детали придётся все снять.
Вроде бы, капрон устойчив к бензину.
А вообще, думаю, можно попробовать потереть детали смоченной в бензине ваткой. Если не стирается под давлением пальца, то и растворяться не будет, скорее всего.
xoiss писал(а):замачивание в уксусной кислоте
Не помрёт? Я когда-то пробовал в соляной ржавчину отмывать, все пружины посыпались.

xoiss писал(а):Обе, даже если полностью "высохли" (т.е. ушла жидкая фракция)
Беда в том, что большинство таких смазок не могут полностью высохнуть. В них содержатся загустители (соли жирных кислот, обычно), которые, после испарения жидкой фазы, скорее всего, образуют глазурь, намертво скрепляющую смазываемые детали.

Гость

Сообщение Гость » 30.12.2018,23:36

arif-ru писал(а):xoiss написал:
Пластиковые, капроновые, каучуковые детали придётся все снять.
Вроде бы, капрон устойчив к бензину.
Если бы речь шла про какой-то "химически чистый" жидкость -- тогда можно было бы открыть какой-нибудь справочник и т.д.
Но, кто поручится, что сейчас есть в составе "бензина"...

Кроме того, "капрон", который мы тут обсуждаем, -- это уже не совсем капрон, т.к. ему 50+ лет с даты розлива, т.е. это - "нечто, что когда-то было капроном".
arif-ru писал(а):xoiss написал:
замачивание в уксусной кислоте
Не помрёт? Я когда-то пробовал в соляной ржавчину отмывать, все пружины посыпались.
Пружины посыпались... похоже они просто проржавели действительно очень сильно -- т.е. они бы всё равно полопались, но чуть опосля, при нагрузке.
В общем, почитайте, чем старые швейные машинки отмачивают. // мы так одну с дядькой за лето смогли реанимировать (лет 25 назад) - замачивали в уксусе и керосине

Керосин, на сколько я знаю (я могу ошибаться), имеет более высокую проникающую способность, чем бензин, в плане смачивания ржавчины (которая суть довольно пористая).
В общем, что-то типа того, что керосин хорошо проникает в микропоры ржавчины и за счёт "чего-то там" разрушает её чисто механически - т.е. из твёрдого нароста она превращается в мелкий песок.
arif-ru писал(а):Беда в том, что
ну, я, честно, использую ружейное нейтральное масло (почему именно его? - потому что оно у меня есть и потому что оно самое "нейтральное" из всех известных мне нейтральных)
// хотя, думаю, с таким же успехом можно использовать веретённое масло, масло для швейных машинок и т.д.

при желании его можно легко смыть растворителем, и его так же легко нанести на рабочую поверхность, даже если в конструкции не предусмотрено отверстий для подачи смазки
// например, просто смачиваете открытую часть вала -- наклоняете аппарат набок и вращаете механизм -- масло, стекая по валу, затекает в подшипниковый узел - всё

spbra
Full Member
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 06.12.2016,21:34

Сообщение spbra » 31.12.2018,00:24

xoiss писал(а):коллега, ну, в самом деле! Речь об аппаратах типа Быстрица-2 или ВК-1 — т.е. о таком, что на Авито можно купить ежедневно, и что стоит слишком дёшево, чтобы на кропотливый ремонт оного тратить своё время.
снисходительный тон ))) Быстрица-2 и ВК-1 это, как теплое и мягкое сравнивать
час работы моего времени будет дороже выше сказанного
не вижу смысла приводить технику к исправному состоянию, при ухудшении ее характеристик
xoiss писал(а):что-то могло в него уткнуться
любой арифмометр с началом работы начинает изнашиваться, изменение геометрии расположения узлов и деталей, а так же изменение геометрии самих узлов (тряска в машине, вибростенды и т.п.) ускоряют этот процесс зачастую фатально ;)
xoiss писал(а):радикальный способ — замачивание в уксусной кислоте
получите уксусную соль и водород....
xoiss писал(а): В механизме может быть силумин, не только сталь.
Будьте осторожны с щелочами - разъедают алюминий.

Коллеги у меня наверное подход, как у реставратора.

Sergei Frolov
Advanced Member
Сообщения: 2820
Зарегистрирован: 05.07.2003,15:30
Откуда: Питер
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение Sergei Frolov » 31.12.2018,06:37

Помню, приехал ко мне новый кассовый аппарат 70-забытого года. Вообще не двигался из-за застывшей во всех местах смазки. Его неплохо удалось вернуть к жизни силиконовой смазкой с керосином. Оно затекало везде и растворяло застывшую смазку.
Собираю в коллекцию советские калькуляторы и компьютеры.
Мой сайт: http://www.leningrad.su/museum/ ICQ=12370106 https://t.me/retrocomps

Sergei Frolov
Advanced Member
Сообщения: 2820
Зарегистрирован: 05.07.2003,15:30
Откуда: Питер
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение Sergei Frolov » 31.12.2018,13:47

Изображение Изображение
Собираю в коллекцию советские калькуляторы и компьютеры.
Мой сайт: http://www.leningrad.su/museum/ ICQ=12370106 https://t.me/retrocomps

Гость

Сообщение Гость » 31.12.2018,15:18

// помню мы как-то с "коллегами" ручную дрель сливочным маслом смазали... (дрель была не моя - поэтому я был не против)
// ... в тот день она работала очень хорошо, но на второй день засохла намертво :)

кстати, тут никто не разбирал барабан с дисками однера в Феликсе?
какие подвохи могут быть? (ну, кроме того, что всё может рассыпаться и потеряться)

Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 31.12.2018,16:19

xoiss, разбирал не раз. Никаких подвохов. Единственное что, надо барабаны не перепутать и пружинки не потерять.

Ответить