Пишущая машинка "Consul-256". Ремонт и запуск.
-
- Advanced Member
- Сообщения: 634
- Зарегистрирован: 07.11.2014,18:19
- Откуда: Kaluga
-
Вклад в сообщество
Пишущая машинка "Consul-256". Ремонт и запуск.
Данная тема создана с целью поделиться информацией и опытом по ЭПМ модели «Consul-256». Однако, будет интересна любая информация по ЭПМ ряда «Consul-254/260/260.1/256, предназначенных когда-то для работы в роли терминала.
Коротко напомню , что здесь подразумевается «Consul», известный благодаря старым ЭВМ - электрическая пишущая машинка с автономным печатающим механизмом и блоком клавиатуры. Служила в роли УВВ, и была достаточно распространена в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. Когда говорят "Консул", то подразумевают три модели, "Consul-254"/"Consul-260"/"Consul-256", остальные "Консулы" это обычные электрические/механические пишущие машинки. При печати через плату сопряжения (вне ЭПМ) поступают короткие импульсы на электромагниты, соединённые в матрицу, которые запускают печать символа, возврат каретки, смену цвета ленты, регистра и т.д. Как и в обычной настольной ЭПМ, большая часть функций привязана к обрезиненному приводному валу, с приводом от электродвигателя. Датчики (контакты либо магнитоуправляемые микросхемы) образуют обратную связь для правильного управления выводом информации. Блок клавиатуры выполняет единственную функцию – выдачу параллельного кода нажатой клавиши на контакты разъёма, либо с помощью электромеханического комбинатора, замыкающего контакты, либо на основе ТТЛ микросхем. Выпускались "Консулы" на заводе в г. Брно (тогда Чехословакия) - народное предприятие "Збройовка Брно". Помимо них, рядом в разное время изготавливали автомобили, тракторы, ружья, пулемёты и некоторую периферию для вычислительной техники.
Небольшое замечание по ЭПМ Consul-256. Любую машинку данной модели, даже если она хранилась в родной упаковке и ни разу не использовалась, следует считать неисправной. Обследование четырёх экземпляров это подтвердило, хороший внешний вид ничего не значит. Дальше пусть каждый решает: просто поставить её в качестве экспоната или потратить много часов, перебирая механизмы и восстанавливая пластиковые детали.
Первый «Consul-256», попавший в мои руки оказался, в итоге, непригодным к восстановлению – половина приводных рычагов проворачивалась с большим трением. Пластмасса (полиамид/полиацеталь) за годы хранения потрескалась, забив шарнирные соединения рычагов. Хуже того, часть сегментов грозились оторваться и приклеить их было просто нечем, поскольку подобный материал ничем доступным склеить нельзя. На этом затея была отложена на много месяцев.
Вот он, с родным рулоном бумаги сверху. А это те самые рычаги, на снимке присутствует деталь от предыдущей модели, "Consul-260", тоже с хранения и более старая. Без комментариев...
К счастью, мне помогли добыть вторую ЭПМ точно такой же комплектации, и у неё с механикой было гораздо лучше. Помимо лучшего внешнего вида кожуха и окрашенных деталей, в ней поворачивались почти все приводные рычаги, но отчего-то отказал механизм пропуска каретки. Потратив вечер, я поменял узел на исправный. После, частично разобрал саму каретку для чистки и смазки.
Каретка снизу. Для снятия с ЭПМ достаточно отсоединить тесьму возврата и открыть два замка. Без всякого инструмента.
Механизм каретки
Каретка без вала и боковин с крышками
Следующей задачей был демонтаж рычажного механизма ЭПМ. Увы, осмотр пластмассовых деталей показал растрескивание от механических напряжений и просто от времени. Оценив прикладываемое усилие при печати и направление действия сил, пришёл к выводу воспользоваться советами с автофорумов, на которых люди мучаются вопросом, как склеить разбитый бампер и прочие пластиковые детали. А именно, армировав проволокой перед склеиванием - тонкая нихромовая проволока и двухкомпонентная «холодная сварка» позволили восстановить жёсткость конструкции 47 приводных рычагов и одного кулачка регистра.
Процесс занял неделю, не считая демонтажных работ.
Такой ЭПМ была перед сборкой
Левая часть печатающего механизма
Счётчик наработки в часах.
Правая часть
Электродвигатель
Глушитель (чёрный цилиндр внизу) - смягчает удар каретки при возврате, за счёт всасывания воздуха через регулируемое отверстие и выпуска через второе
Продолжение следует...
Коротко напомню , что здесь подразумевается «Consul», известный благодаря старым ЭВМ - электрическая пишущая машинка с автономным печатающим механизмом и блоком клавиатуры. Служила в роли УВВ, и была достаточно распространена в 70-е и 80-е годы прошлого столетия. Когда говорят "Консул", то подразумевают три модели, "Consul-254"/"Consul-260"/"Consul-256", остальные "Консулы" это обычные электрические/механические пишущие машинки. При печати через плату сопряжения (вне ЭПМ) поступают короткие импульсы на электромагниты, соединённые в матрицу, которые запускают печать символа, возврат каретки, смену цвета ленты, регистра и т.д. Как и в обычной настольной ЭПМ, большая часть функций привязана к обрезиненному приводному валу, с приводом от электродвигателя. Датчики (контакты либо магнитоуправляемые микросхемы) образуют обратную связь для правильного управления выводом информации. Блок клавиатуры выполняет единственную функцию – выдачу параллельного кода нажатой клавиши на контакты разъёма, либо с помощью электромеханического комбинатора, замыкающего контакты, либо на основе ТТЛ микросхем. Выпускались "Консулы" на заводе в г. Брно (тогда Чехословакия) - народное предприятие "Збройовка Брно". Помимо них, рядом в разное время изготавливали автомобили, тракторы, ружья, пулемёты и некоторую периферию для вычислительной техники.
Небольшое замечание по ЭПМ Consul-256. Любую машинку данной модели, даже если она хранилась в родной упаковке и ни разу не использовалась, следует считать неисправной. Обследование четырёх экземпляров это подтвердило, хороший внешний вид ничего не значит. Дальше пусть каждый решает: просто поставить её в качестве экспоната или потратить много часов, перебирая механизмы и восстанавливая пластиковые детали.
Первый «Consul-256», попавший в мои руки оказался, в итоге, непригодным к восстановлению – половина приводных рычагов проворачивалась с большим трением. Пластмасса (полиамид/полиацеталь) за годы хранения потрескалась, забив шарнирные соединения рычагов. Хуже того, часть сегментов грозились оторваться и приклеить их было просто нечем, поскольку подобный материал ничем доступным склеить нельзя. На этом затея была отложена на много месяцев.
Вот он, с родным рулоном бумаги сверху. А это те самые рычаги, на снимке присутствует деталь от предыдущей модели, "Consul-260", тоже с хранения и более старая. Без комментариев...
К счастью, мне помогли добыть вторую ЭПМ точно такой же комплектации, и у неё с механикой было гораздо лучше. Помимо лучшего внешнего вида кожуха и окрашенных деталей, в ней поворачивались почти все приводные рычаги, но отчего-то отказал механизм пропуска каретки. Потратив вечер, я поменял узел на исправный. После, частично разобрал саму каретку для чистки и смазки.
Каретка снизу. Для снятия с ЭПМ достаточно отсоединить тесьму возврата и открыть два замка. Без всякого инструмента.
Механизм каретки
Каретка без вала и боковин с крышками
Следующей задачей был демонтаж рычажного механизма ЭПМ. Увы, осмотр пластмассовых деталей показал растрескивание от механических напряжений и просто от времени. Оценив прикладываемое усилие при печати и направление действия сил, пришёл к выводу воспользоваться советами с автофорумов, на которых люди мучаются вопросом, как склеить разбитый бампер и прочие пластиковые детали. А именно, армировав проволокой перед склеиванием - тонкая нихромовая проволока и двухкомпонентная «холодная сварка» позволили восстановить жёсткость конструкции 47 приводных рычагов и одного кулачка регистра.
Процесс занял неделю, не считая демонтажных работ.
Такой ЭПМ была перед сборкой
Левая часть печатающего механизма
Счётчик наработки в часах.
Правая часть
Электродвигатель
Глушитель (чёрный цилиндр внизу) - смягчает удар каретки при возврате, за счёт всасывания воздуха через регулируемое отверстие и выпуска через второе
Продолжение следует...
Последний раз редактировалось 1Ж24Б 28.12.2019,00:02, всего редактировалось 2 раза.
Просто Александр. Consul'oвед второго уровня.
- Дениска
- Advanced Member
- Сообщения: 1802
- Зарегистрирован: 06.08.2009,15:13
- Откуда: Хабаровск
- Контактная информация:
-
Вклад в сообщество
1Ж24Б, Могу поздравить с проделанной работой.
Как будете использовать Консул ?
Сам имею Консул-256 в плохом состоянии снятого с останков ЕС-9024.
Как будете использовать Консул ?
Сам имею Консул-256 в плохом состоянии снятого с останков ЕС-9024.
http://xkm.su/ Хабаровский Компьютерный Музей
-
- Advanced Member
- Сообщения: 634
- Зарегистрирован: 07.11.2014,18:19
- Откуда: Kaluga
-
Вклад в сообщество
Дениска, в далёких планах подключить к ЭВМ "Электроника-60" (естественно, через переходник). А пока это очень интересный печатающий механизм - у меня готова плата с ключами (была статься в ж. "Радио" за 1989 год. и более продвинутая версия в "Моделист-Конструктор"), с ней уже пробовал запускать в ручном режиме.
Пока могу сказать, что "Consul-256" плохо поддаётся восстановлению из-за "новшеств" в конструкции, после многолетнего выпуска "Consul-260"/"Consul-260.1". В ответственных узлах слишком много пластмассы, которая имеет свойство со временем трескаться, даже в комнатных условиях хранения.
Продолжу.
ЭПМ раскрыта. Судя по описанию на предшественника, "Consul-260", это единственный плюс в 256-й модели.
Вид на низ
Вид на приводные рычаги
Вот в них (на фото торчат "хвостики") и зарыта вся проблема данной модели. Выявляется без демонтажных работ. Просто откройте ЭПМ, и поочерёдно подводите литерные рычаги к красящей ленте, и второй рукой надавливаете на кончики приводных рычагов (отвёрткой удобно). После отпускания, кончик должен быстро вернуться в исходное положение. Если насчитаете более десятка застревающих, можно уже ставить под вопросом восстановление. Увы.
Литеры
Вид сзади
И, да, в ходе восстановления пришлось дважды демонтировать весь комплект рычагов, для достижения нужного результата. При том, что требовалось заново смазать "ЦИАТИМ-203" все сочленения рычагов с проволочными тягами.
1) в зале ЕС ЭВМ, заместо "Consul-260.1";
2) в составе ЕС9024 поздних выпусков;
3) в составе комплексов, управляемых с помощью "Д3-28".
Вот последний вариант, по косвенным признакам, подходит к моим ЭПМ. Некое измерительное оборудование (как вариант - микроскоп "ДИП-2").
Пока могу сказать, что "Consul-256" плохо поддаётся восстановлению из-за "новшеств" в конструкции, после многолетнего выпуска "Consul-260"/"Consul-260.1". В ответственных узлах слишком много пластмассы, которая имеет свойство со временем трескаться, даже в комнатных условиях хранения.
Продолжу.
ЭПМ раскрыта. Судя по описанию на предшественника, "Consul-260", это единственный плюс в 256-й модели.
Вид на низ
Вид на приводные рычаги
Вот в них (на фото торчат "хвостики") и зарыта вся проблема данной модели. Выявляется без демонтажных работ. Просто откройте ЭПМ, и поочерёдно подводите литерные рычаги к красящей ленте, и второй рукой надавливаете на кончики приводных рычагов (отвёрткой удобно). После отпускания, кончик должен быстро вернуться в исходное положение. Если насчитаете более десятка застревающих, можно уже ставить под вопросом восстановление. Увы.
Литеры
Вид сзади
И, да, в ходе восстановления пришлось дважды демонтировать весь комплект рычагов, для достижения нужного результата. При том, что требовалось заново смазать "ЦИАТИМ-203" все сочленения рычагов с проволочными тягами.
Насколько мне известно, 256-й мог стоять:Сам имею Консул-256 в плохом состоянии снятого с останков ЕС-9024.
1) в зале ЕС ЭВМ, заместо "Consul-260.1";
2) в составе ЕС9024 поздних выпусков;
3) в составе комплексов, управляемых с помощью "Д3-28".
Вот последний вариант, по косвенным признакам, подходит к моим ЭПМ. Некое измерительное оборудование (как вариант - микроскоп "ДИП-2").
Просто Александр. Consul'oвед второго уровня.
- skoroxod
- Advanced Member
- Сообщения: 17372
- Зарегистрирован: 05.03.2009,19:27
- Откуда: Старый Оскол
- Контактная информация:
-
Вклад в сообщество
А что там за переходник? Consul-260 подключался к 60-ке через интерфейсную плату В1 - а эта через какую?Дениска писал(а):в далёких планах подключить к ЭВМ "Электроника-60" (естественно, через переходник)
Психологическая зрелость - это понимание того, как много вещей в мире не нуждается ни в твоих комментариях, ни в твоем мнении.
- Дениска
- Advanced Member
- Сообщения: 1802
- Зарегистрирован: 06.08.2009,15:13
- Откуда: Хабаровск
- Контактная информация:
-
Вклад в сообщество
1Ж24Б, "Некорректную" печать форумчанин Duker смог исправить.
http://xkm.su/ Хабаровский Компьютерный Музей
- skoroxod
- Advanced Member
- Сообщения: 17372
- Зарегистрирован: 05.03.2009,19:27
- Откуда: Старый Оскол
- Контактная информация:
-
Вклад в сообщество
Ясно. Есть возможность достать хорошую плату В1 за 2500р. если кому интересно.1Ж24Б писал(а):256-й тоже можно через В1. Но! Некоторые литеры изменены, несколько электромагнитов находятся в другом месте матрицы. Печатать будет некорректно.
Психологическая зрелость - это понимание того, как много вещей в мире не нуждается ни в твоих комментариях, ни в твоем мнении.
- Дениска
- Advanced Member
- Сообщения: 1802
- Зарегистрирован: 06.08.2009,15:13
- Откуда: Хабаровск
- Контактная информация:
-
Вклад в сообщество
1Ж24Б, Проблем достать литеры нет , допустим у Меня литеры есть , разобрал немецкую машину (скорее всего Оптима) , литеры с рычагов отпаял.
http://xkm.su/ Хабаровский Компьютерный Музей
-
- Advanced Member
- Сообщения: 634
- Зарегистрирован: 07.11.2014,18:19
- Откуда: Kaluga
-
Вклад в сообщество
Речь шла о родных литерах, от "правильного" 260-го.
Первая съёмка после приведения в порядок "печатающей части" ЭПМ.
Первый запуск
Печать шла в ручном режиме, путём набора в двоичном коде адресов для дешифраторов строка-столбец. Как показала практика, это обязательно, как и подключение сетевой вилки через удлинитель с выключателем. В моём случае застревало несколько рычагов, тем более, приводной вал не первой свежести, со следами от приводных сегментов. Плохой новостью стал факт невозможности выполнить функцию "возврат на один шаг" - десятилетия сделали резину не такой упругой, кулачок соскакивает, прежде чем успевает приподнять рычаг возврата. Обезжиривание с протиркой не помогли.
Вот схема матрицы электромагнитов
На очереди регулировка каретки, глушителя и клавиатуры. Что с последней, пока не проверял, только почистил ножки микросхем от грязи и окислов.
А вот так выглядит одно из применений 256-й модели:
ЕС9024
Ещё бы кабель посмотреть оттуда, определить, где раньше жила ЭПМ.
Теперь клавиатура "Consul-256".
Согласно описанию на ЭПМ, было три варианта:
1) комбинатор, как в 260-м;
2) электронная, вариант 1;
3) электронная "ГОСТ";
В моём случае третий вариант, первый видел лишь однажды на фотографии продавца из Харькова. На печатной плате установлены клавиши на базе магнитоуправляемых микросхемах 1SS1, шифраторы, одно масочное ПЗУ (по цоколёвке как КР556РТ4) и логика для генерации импульсов и исключения ошибок от нажатия более одной за раз кнопки.
Схема клавиатуры "ГОСТ"
Микросхемы
Вид спереди, со стороны клавиши "пробел"
Слева
Справа
Печатная плата снизу
Клавиша из состава ЗиПа. Датчики положения механизма при печати выполнены похоже, только шток короче
Состоит из основания и штока с парой магнитов. Очень мягкий ход. Наверное, если есть совсем убитая ЭПМ, можно применить совместно с герконами для изготовления клавиатуры под старый компьютер.
Сам колпачок снимается с некоторым трудом, но рекомендую снять их все для осмотра клавиатуры. Отчего-то коррозия затрагивает пружины под штоками. Единственное, собрать обратно бывает сложно - стальные шайбы, в которые упирается нижний конец пружины, любят проваливаться в зазор между пластмассовыми деталями.
Для исключения проблем при разборке/сборке ЭПМ требуется родное описание -
В ней есть описание регулировок, указаны места для смазки, приводится описание работы и чертежи узлов. Также, рекомендую ознакомиться с техническим описанием на "Consul-260", некоторые моменты там рассмотрены чуть подробнее. Видимо, усомнились, сможет ли потребитель сам произвести ремонт/наладку.
Первая съёмка после приведения в порядок "печатающей части" ЭПМ.
Первый запуск
Печать шла в ручном режиме, путём набора в двоичном коде адресов для дешифраторов строка-столбец. Как показала практика, это обязательно, как и подключение сетевой вилки через удлинитель с выключателем. В моём случае застревало несколько рычагов, тем более, приводной вал не первой свежести, со следами от приводных сегментов. Плохой новостью стал факт невозможности выполнить функцию "возврат на один шаг" - десятилетия сделали резину не такой упругой, кулачок соскакивает, прежде чем успевает приподнять рычаг возврата. Обезжиривание с протиркой не помогли.
Вот схема матрицы электромагнитов
На очереди регулировка каретки, глушителя и клавиатуры. Что с последней, пока не проверял, только почистил ножки микросхем от грязи и окислов.
А вот так выглядит одно из применений 256-й модели:
ЕС9024
Ещё бы кабель посмотреть оттуда, определить, где раньше жила ЭПМ.
Теперь клавиатура "Consul-256".
Согласно описанию на ЭПМ, было три варианта:
1) комбинатор, как в 260-м;
2) электронная, вариант 1;
3) электронная "ГОСТ";
В моём случае третий вариант, первый видел лишь однажды на фотографии продавца из Харькова. На печатной плате установлены клавиши на базе магнитоуправляемых микросхемах 1SS1, шифраторы, одно масочное ПЗУ (по цоколёвке как КР556РТ4) и логика для генерации импульсов и исключения ошибок от нажатия более одной за раз кнопки.
Схема клавиатуры "ГОСТ"
Микросхемы
Вид спереди, со стороны клавиши "пробел"
Слева
Справа
Печатная плата снизу
Клавиша из состава ЗиПа. Датчики положения механизма при печати выполнены похоже, только шток короче
Состоит из основания и штока с парой магнитов. Очень мягкий ход. Наверное, если есть совсем убитая ЭПМ, можно применить совместно с герконами для изготовления клавиатуры под старый компьютер.
Сам колпачок снимается с некоторым трудом, но рекомендую снять их все для осмотра клавиатуры. Отчего-то коррозия затрагивает пружины под штоками. Единственное, собрать обратно бывает сложно - стальные шайбы, в которые упирается нижний конец пружины, любят проваливаться в зазор между пластмассовыми деталями.
Для исключения проблем при разборке/сборке ЭПМ требуется родное описание -
В ней есть описание регулировок, указаны места для смазки, приводится описание работы и чертежи узлов. Также, рекомендую ознакомиться с техническим описанием на "Consul-260", некоторые моменты там рассмотрены чуть подробнее. Видимо, усомнились, сможет ли потребитель сам произвести ремонт/наладку.
Просто Александр. Consul'oвед второго уровня.
-
- Advanced Member
- Сообщения: 634
- Зарегистрирован: 07.11.2014,18:19
- Откуда: Kaluga
-
Вклад в сообщество
Теперь немного об эксплуатации. Сейчас моя ЭПМ почти пробивает лист бумаги, несмотря на установку минимальной силы удара штатными средствами. " ' ", "7" оставляют отверстия. Однако, согласно воспоминаниям работника с предприятия, те "Сonsul-260", что шли к "Электроника-60", "Саратов-2" и "Электроника-100/16И", не все были настроены нормально - часть очень долго перфорировала бумагу, пока не стёрлись приводные валы.
Приходилось менять и сам вал, стершийся из-за заклинившего несколько раз рычага, резина в таких местах буквально прорезалась где-то на миллиметр. Калёные литерные рычаги тоже пришлось однажды перебирать, меняя сломанный, опять же, по причине заклинивания механизма. Функция "возврат на один шаг" не работала на части достаточно "свежих" ЭПМ, но ею и не пользовались, используя машинку как терминал/принтер. Последний вариант вызван отсутствием тогда небольших матричных принтеров, поэтому и распечатывали данные на рулон бумаги с помощью 260-го. 256-е модели тогда мало кто видел (начало 80-х).
Приходилось менять и сам вал, стершийся из-за заклинившего несколько раз рычага, резина в таких местах буквально прорезалась где-то на миллиметр. Калёные литерные рычаги тоже пришлось однажды перебирать, меняя сломанный, опять же, по причине заклинивания механизма. Функция "возврат на один шаг" не работала на части достаточно "свежих" ЭПМ, но ею и не пользовались, используя машинку как терминал/принтер. Последний вариант вызван отсутствием тогда небольших матричных принтеров, поэтому и распечатывали данные на рулон бумаги с помощью 260-го. 256-е модели тогда мало кто видел (начало 80-х).
Просто Александр. Consul'oвед второго уровня.