Особо описывать теорию не буду, она в целом раскрыта в статье выше, но на паре моментов остановлюсь. Как известно, поздние интеловские Socket 7 чипсеты - 430HX/TX и чуть в меньшей степени VX, прекрасно работают на нестандартных (для интеловских процов, ага) частотах системной шины 75 и 83 МГц. Возникает резонный вопрос - а каков же у них предел, и можно ли предположить, что Intel в угоду Pentium II искусственно "задушила" i430TX?
Если вспомнить про ограничение на максимальный объем кэшируемой чипсетом памяти в 64 МБ, то тут вопросов не остается ни у кого, но если посмотреть на поддержку частот FSB, то первые 100 МГц-чипсеты появились лишь в 1998 году, и это были ALi Aladdin 5 и VIA Apollo MVP3 со стороны Super Socket 7 и i440BX со стороны Slot 1. Более ранние чипсеты умели официально либо 66 МГц (i440FX/LX и опять-таки все пентиумные интеловские чипсеты), либо 75/83 (VPX/VP3). Соответственно, на обычных, не Super7-платах тактовые генераторы (клокеры) не позволяют установить частоты выше 83 МГц, про исключения вроде Zida TX100 на VPX и без кэша вспоминать не будем
При этом вспомним, что клокер формирует все частоты (системной шины, шины PCI/AGP, 12/24 МГц для Super IO, 14,318 МГц для шины ISA и системного таймера, 48 МГц для USB) путем умножения опорной частоты на коэффициент, связывающий значения этих частот. Нетрудно догадаться, что можно увеличить эти частоты, заменив кварц на 14,318 МГц на резонатор с большей частотой. В итоге все частоты изменятся пропорционально разнице частот кварцев. Разумеется, если при обычной установке перемычками растет лишь частота FSB и часто - PCI, а остальные клоки не меняются, то после замены кварца все генерируемые частоты "уплывут", и их потребуется скорректировать.
Итак, берем ASUS TXP4 на i430TX и ищем даташит на клокер, коим является ICS 9169CJ-272. Видно, что клокер формирует частоты FSB в диапазоне от 50 до 83 МГц, PCI в виде FSB/2 и асинхронной 32 МГц, а также 14.318, 24 и 48 МГц для периферии.
В качестве процессора для начала возьмем AMD K6-2 266AFR, который оказался с ядром CXT, еще и вполне уверенно работая на 333 МГц (выше пока не тестировал). В качестве памяти - четырехчиповая SDRAM PC133 планка на 128 МБ, ожидаемо уполовинившаяся до 64 метров, далее - S3 Trio3D/2X в качестве видеокарты, SD-IDE переходник и IDE-винт на 40 гигов, оба на 80-жильных шлейфах. Кэш на плате - 512 КБ на UT6164C64JC с временем доступа 6 нс + тег на 12 нс.
Поскольку, как я уже говорил, с ростом частоты кварца вырастут все синтезируемые клокером частоты, то некоторые из них нужно будет скорректировать. Поскольку я не собираюсь ставить подобный разгон на постоянку, то достаточно скорректировать частоту 14.318 МГц, а остальные оставить как есть - USB нам не понадобится вообще, равно как и флопики (контроллер дисковода использует частоту 24 МГц).
Порывшись в запасах, нашлись кварцы на 16, 17.7844, 18 и 24 МГц, а также генератор на 14.318 МГц (на фото не попал):
Теперь берем табличку из даташита и в Excel считаем новые частоты для каждого из кварцев:
Зеленым цветом отмечены потенциально стабильные частоты в диапазоне 90-95 МГц, оранжевым - интересующий нас диапазон около 100 МГц, красным - частоты выше 105 МГц, которые не факт что вообще смогут завестись на нашей системе .
Теперь выпаиваем родной кварц на 14.318 МГц, ставим на его место цанговую панельку. Ставим в нее родной кварц, запускаем - все работает стабильно.
Поскольку у меня уже есть генератор на 14.318, то нам не потребуется паять генератор из имеющегося кварца на 74LS00/04/ЛН1, достаточно просто запитать генератор (хватило 3,5 вольт с материнки, благо Асус уже поднял напряжение линии 3,3В за нас) и подключить выход генератора заместо выхода с клокера, для чего нужно выпаять резистор 22 Ом между дорожкой на плате и ногой клокера и припаять к посадочному месту на плате выход генератора:
Снова тестовый запуск с родным кварцем в панельке - все работает без сбоев.
Поставим множитель на 3.0 и запустим процессор на 200 МГц - FSB 66 МГц:
Код: Выделить всё
Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Read │ Write │ Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 757.36 MB/s│ 744.15 MB/s│ 744.67 MB/s│ 748.73 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 315.47 MB/s│ 141.41 MB/s│ 141.41 MB/s│ 199.43 MB/s│
│ Memory │ 191.02 MB/s│ 78.14 MB/s│ 78.14 MB/s│ 115.77 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
MMX(tm) Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ MMX Read │ MMX Write │ MMX Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1056.11 MB/s│ 1095.14 MB/s│ 609.59 MB/s│ 920.28 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 341.78 MB/s│ 141.43 MB/s│ 141.43 MB/s│ 208.21 MB/s│
│ Memory │ 200.44 MB/s│ 78.15 MB/s│ 78.14 MB/s│ 118.91 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Код: Выделить всё
Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Read │ Write │ Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 944.33 MB/s│ 927.73 MB/s│ 928.53 MB/s│ 933.53 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 393.35 MB/s│ 176.35 MB/s│ 176.35 MB/s│ 248.69 MB/s│
│ Memory │ 238.79 MB/s│ 97.60 MB/s│ 97.60 MB/s│ 144.66 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
MMX(tm) Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ MMX Read │ MMX Write │ MMX Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1316.84 MB/s│ 1365.34 MB/s│ 760.06 MB/s│ 1147.41 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 426.16 MB/s│ 176.38 MB/s│ 176.38 MB/s│ 259.64 MB/s│
│ Memory │ 250.52 MB/s│ 97.60 MB/s│ 97.60 MB/s│ 148.57 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Код: Выделить всё
Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Read │ Write │ Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1055.29 MB/s│ 1036.72 MB/s│ 1037.39 MB/s│ 1043.13 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 439.52 MB/s│ 197.05 MB/s│ 197.05 MB/s│ 277.87 MB/s│
│ Memory │ 267.23 MB/s│ 109.15 MB/s│ 109.15 MB/s│ 161.84 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
MMX(tm) Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ MMX Read │ MMX Write │ MMX Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1471.43 MB/s│ 1525.67 MB/s│ 849.20 MB/s│ 1282.10 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 476.19 MB/s│ 197.08 MB/s│ 197.08 MB/s│ 290.12 MB/s│
│ Memory │ 280.32 MB/s│ 109.15 MB/s│ 109.15 MB/s│ 166.21 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Попробуем завестись на кварце 17,78 МГц. Частота шины выросла до 103,5 МГц, проц достиг отметки в 309 МГц тактовой. Уже на старте возникли проблемы- S_FONT начал сыпать ошибками записи в shadow-память, Quake вешался прямо на старте, Doom вылетал через пару секунд после начала timedemo, хотя сама игра не падала. Тем не менее, снять скриншоты SST удалось:
Код: Выделить всё
Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Read │ Write │ Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1169.86 MB/s│ 1149.55 MB/s│ 1150.24 MB/s│ 1156.55 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 487.29 MB/s│ 218.46 MB/s│ 218.46 MB/s│ 308.07 MB/s│
│ Memory │ 296.54 MB/s│ 121.09 MB/s│ 121.09 MB/s│ 179.57 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
MMX(tm) Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ MMX Read │ MMX Write │ MMX Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1631.45 MB/s│ 1691.52 MB/s│ 941.56 MB/s│ 1421.51 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 527.93 MB/s│ 218.50 MB/s│ 218.50 MB/s│ 321.64 MB/s│
│ Memory │ 311.10 MB/s│ 121.09 MB/s│ 121.09 MB/s│ 184.43 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Код: Выделить всё
Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Read │ Write │ Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1156.20 MB/s│ 1102.94 MB/s│ 1103.57 MB/s│ 1120.90 MB/s│
│ Memory │ 346.59 MB/s│ 101.91 MB/s│ 101.91 MB/s│ 183.47 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
MMX(tm) Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ MMX Read │ MMX Write │ MMX Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1613.35 MB/s│ 1647.41 MB/s│ 927.28 MB/s│ 1396.01 MB/s│
│ Memory │ 366.41 MB/s│ 101.91 MB/s│ 101.91 MB/s│ 190.08 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Код: Выделить всё
Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ Read │ Write │ Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1140.54 MB/s│ 1120.44 MB/s│ 1121.36 MB/s│ 1127.45 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 475.08 MB/s│ 212.99 MB/s│ 212.99 MB/s│ 300.35 MB/s│
│ Memory │ 288.83 MB/s│ 118.04 MB/s│ 118.04 MB/s│ 174.97 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
MMX(tm) Cache/Memory Benchmark
┌──────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐
│ MMX Read │ MMX Write │ MMX Move │ Average │
┌───────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┼──────────────┤
│ Cache Level 1 │ 1590.64 MB/s│ 1649.39 MB/s│ 917.97 MB/s│ 1386.00 MB/s│
│ Cache Level 2 │ 514.72 MB/s│ 213.02 MB/s│ 213.02 MB/s│ 313.58 MB/s│
│ Memory │ 303.43 MB/s│ 118.04 MB/s│ 118.04 MB/s│ 179.84 MB/s│
└───────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┘
Напоследок - пара сравнительных графиков производительности:
В следующей части - Pentium MMX, тесты в Windows, а заодно - заводим EDO-память на 100 МГц